НАША РОДИНА

 

Иванов Юрий Васильевич

ДРЕВНИЙ ПЕРЕСЕЧЕН: ГДЕ ОНА — МОЛДАВСКАЯ ТРОЯ?

О славянах, издревле обитавших на территории нынешней Молдовы, не принято нынче говорить. А между тем, традиции древнерусской культуры явились одним из источников формирования как материальной, так и духовной культуры молдавского народа. Без её глубокого изучения понимание истории нашей страны будет поверхностным и неполным, что уже привело к искажённому формированию национального самосознания. К сожалению, дошедшие до нашего времени письменные источники, весьма скупо говорят о том, чтo происходило на данной территории до основания Средневекового Молдавского государства в 1359 году. Поэтому так важна публикация толковинских текстов, освещающих этот ''тёмный'' период, осуществляемая, в частности, из номера в номер редакцией журнала "Общее Дело". Однако загадок по-прежнему много...


Одной из самых интересных является Пересечен, древняя столица летописных тиверцев и уличей, поиски которой археологами на территории нынешней Молдовы пока не дали никакого результата. О славянах Х-ХII-х веков сохранилось очень мало исторических сведений. Об уличах и тиверцах, живших на территории Пруто-Днестровского междуречья, упоминает баварский географ второй половины IX-го века: «...Многочисленный народ уличей имел 318 городов, а свирепейший народ — тиверцы — 148 городов''(1). Об уличах упоминает и византийский император X-го века Константин Багрянородный, однако сведения кратки, отрывочны и содержат очень мало информации об этом населении.

 

Карта расселения славян и их соседей на конец VIII века. Границы некоторых государств показаны начиная с VII в. Основана в восточнославянской части в основном на археологических картах и описаниях, в частности взятых из работ В.В.Седова (в основном данные по славянам) и тома "Финно-угры и балты в эпоху средневековья" (1987) из серии Археология СССР (в основном данные по балтам и финно-уграм).


Наиболее ценные из имеющихся данных содержатся в древнерусских летописях. В них говорится о месте обитания славянских племён тиверцев и уличей. В начале XII-го века монах Киево-Печерской Лавры, летописец и историк Нестор, указывал на расселение различных славянских племён в Восточной Европе, писал в вводной части своего труда ''Повесть временных лет'':

''...Уличи тиверьци седяху бо по Днестру, приседяху к Дунаеви. Бе множество их, седяху бо по Днестру оли до моря, и суть гради их до сего дня...''(2).

О месте обитания уличей содержатся сведения и в начальном летописном своде 1093-го года. Автор Хроники пишет под 940 год:

''Игорь же седяше къняжа Кыеве, миръ имея  къ всемь странамь, а съ уличи, съ древляне имеше рать. И бе у него воевода именем Свенельд, и примуче уличе и възложи на ня дань, и въдасть Свенельду. И не въдадешеться един градъ, именем Пересечен; и седе около его три лета, и едва възя. И беща седящ уличи по Дънепру въниз, и по семь перейдоша межю Бъг-Дънестр и седоша тамо''(3).

Из этих отрывков следует, что племена тиверцев и уличей обитали в X-м веке вдоль Днестра. При этом на востоке поселения уличей доходили до Буга, а на юго-западе эти племена или племенные союзы соседили с Дунаем и Чёрным морем.


В других статьях древнерусских летописей отражаются взаимоотношения между Древнерусским государством, с одной стороны, и уличами и тиверцами — с другой. В ''Повести временных лет'' под 885 годом говорится следующее:

''И бе обладая Олег поляны, и древляны, и северяны, и радимичи, а с уличи, тиверци имяше рать ''(4).

Из этого отрывка вытекает, что в процессе создания Древнерусского государства Киевский князь Олег подчинил много племён или племенных союзов, а уличей, обитавших ещё около Киева на Днепре, и тиверцев, живших, видимо, на Днестре, покорить не смог и вёл с ними войну. В другой записи того же источника под 907-м годом отмечается:

''Иде Олег на грекы, Игоря оставив Киеве, поя же множество варяг, о словен, и чудь, и словене, и кривичи, и мерю, и деревляны, и радимичи, и поляны, и северо, и вятичи, и хорваты, и дулебы, и тиверци... ''(5).

Из сопоставления этого отрывка с предыдущим вытекает, что в походе Олега выступали покорённые Киевом союзы племён, а также в качестве союзников князя варяги, кривичи, мери, хорваты, и тиверцы. Интересно, что уличи, будучи, видимо в оппозиции Киеву или даже в состоянии войны, в 885-м году, то есть за 12 лет до похода, не участвовали в этой кампании. В отличие от тиверцев уличи не приняли участия и в походе, предпринятом Игорем в Византийскую империю в 944-м году(6). Это вполне понятно, если учесть, что только в 940-м году, то есть за четыре года до похода, Игорь одержал победу над уличами и длительной осадой взял их главный город Пересечен. Население, не пожелавшее покориться Киевскому князю, переселилось на территорию между Бугом и Днестром. Так что об их участии в походе не могло быть и речи. После указанных событий X-го века тиверцы и уличи выпали из поля зрения летописцев. Культура и быт, занятия, торговые связи, а также обычаи и обряды, отражающие мировоззрения славян этого региона в Х-ХI-м веках, до начала публикации толковинских текстов, были известны только по археологическим источникам.


Надо отметить, что открытие материальной культуры тиверцев и уличей произошло довольно поздно. Бурный рост археологической науки привёл к открытию памятников всех древнерусских племён: раскопки в Киеве, Новгороде, Чернигове, Рязани открыли учёным следы жизни древних славян. И только тиверцы и уличи продолжали оставаться загадкой. Все попытки обнаружить их поселения кончались неудачей. В книгах и журналах уже появились статьи, где говорилось о том, что перед нами явная ошибка летописца, что памятники эти не могут быть обнаружены именно потому, что их никогда не существовало. И только после Великой Отечественной войны, в результате нескольких разведок московских и киевских археологов были открыты многие средневековые памятники. В 1946-1947 годах научным сотрудником Молдавского филиала АН СССР Г. Д. Смирновым были открыты славянские городища у сёл Екимоуцы и Алчедары Резинского района. Однако широкие, планомерные разведки и исследования памятников материальной культуры славян Поднестровья были начаты только в 1950 году Славяно-Днестровской экспедицией Института истории материальной культуры АН СССР и Молдавского филиала АН СССР во главе с выдающимся археологом Георгием Борисовичем Фёдоровым. Кроме городищ Екимоуцы и Алчедары, в указанном регионе были открыты аналогичные городища у сёл Царёвка Резинского района, Машкауцы Криулянского района, Лукашёвка Оргеевского района, Пояна-Городка Каменского района, Рудь Атакского района. Изучение памятников показало, что они существовали довольно недолго — около полутора веков. Наиболее широко и планомерно были исследованы городища Екимоуцы, Алчедары, Лукашёвка, а также Царёвка и Рудь. Одни из них были основаны на славянских поселениях (Алчедары) более раннего периода, а другие на необжитых местах (Екимоуцы, Лукашёвка). Сооружения городищ на Среднем Днепре, как показали данные раскопок, относятся к X-му веку(7). Сожжённые или оставленные по тем или иным причинам, большинство из них не были возрождены.

 


А где же летописный Пересечен? Он так и не был найден. Предположений о его подлинном нахождении было много раньше, есть и теперь. Академик Б. А. Рыбаков считал, что летописный Пересечен надо искать не в Поднестровье, а в бассейне Днепра, даже связывал его с одним из уже найденных городищ. Надо сказать, что точка зрения академика возобладала в исторической науке за последние три десятилетия. Однако были и есть и другие. Ещё в первой половине XIX-го века русский историк и этнограф Надеждин Н. И. предположил, что основным районом расселения уличей было побережье Чёрного моря между устьями Днепра и Дуная, и локализовал местонахождение древнего Пересечена в районе современного села Пересечино Бессарабской губернии(8). Его поддержал Н. П. Барсов, который привёл целый ряд уличских топонимов на левобережье нижнего Дуная: «...мы находим селения Презичени и Пресычена, напоминающие летописный Пересечен к юго-востоку от Бухареста на р. Аржисе и на одном из его притоков»(9). Однако и наши некоторые современники локализуют древний Пересечен на территории современной Молдовы. Известный молдавский журналист и писатель Евгений Маркович Ткачук предполагал, что летописный Пересечен мог стоять на мысе Пештере в районе Старого Орхея, но только ближе к Реуту(10), так как хоть и на территории современного села Пересечина находили славянскую керамику Х-го века, однако не обнаружили следов оборонительных сооружений, которые должен был иметь столичный центр уличей. Приднестровский исследователь Константин Дюкаев считает, что Пересечен находился совсем близко от современного города Дубоссары: «...уличский город-столица Пересечен, скорее всего, находился рядом, где-то в труднодоступных известняковых скалах между нынешними сёлами Требужены и Машкауцы и Днестром»(11). Известный молдавский историк Роман Рабинович, проведя тщательные исследования письменных источников и летописных свидетельств, пришёл к выводу, что версия локализации древнего Пересечина в Молдавии гораздо предпочтительней Днепровской гипотезы академика Рыбакова(12).


Однако, наряду с известными письменными источниками, существуют и ещё не привлекавшиеся для изучения этой тематики толковинские тексты. В одной из копий толковинской летописи ''Доуге пэсання за дауни врамына и старэх людэй'' (Длинное писание за давние времена и старых людей), скопированной с рукописи, принадлежавшей Ротарю Я. Д.(13) автором статьи в начале 80-х годов прошлого века, неоднократно упоминается древнерусский город Пересечен возле Днестра в связи с событиями 1012-го года. В ней говорится о переходе на Правобережье Днестра печенежской орды под предводительством хана Коувлура, спасающейся от преследования своих сородичей по причине несправедливого дележа добычи после удачного похода в Византийские земли. Великий толковин Твердодум — глава всех тиверцев и уличей, разрешает поселиться печенежской орде в правобережных землях Днестра, предварительно разместив её возле Великого Пересечина, в Длинной долине, между Кудрявым лесом и речкой Винчавой. Такое расположение орды давало ей возможность хорошего прокорма и водопоя скота, а также позволяло русским войскам надёжно её контролировать, на всякий случай. Далее в летописи приводится договор между толковинами и печенегами о взаимных отношениях и правилах проживания. Печенегам разрешалось иметь свой торг в Пересечине на Дубовом холме. Также существует в архиве копия толковинского текста, снятого с рукописи, принадлежавшей тому же Ротарю Я. Д., в которой говорится о приходе в Пересечен основателя древнерусского монашества Антония Печерского. Год не указан, но, вероятно, где-то середина XI-го века. Текст снабжён красочной иллюстрацией, изображающей монаха Антония на фоне Пересечина, над которым возвышается тройная фигура древнерусского и толковинского бога Трояна(14). Вот современный перевод текста:

" И пришёл в Великий Пересечен Великий Антоний, ибо не видел мира в Земле Русской и уже Потерянной. Ибо бились между собой сыновья Владимира Киевского, и делили в крови горячей наследство отцов, и пускали его как пепел на ветра холодные и бродячие. И очень восхищался Великий Антоний Великим Трояном Пересечина, и говорил, что видится ему Пресвятая Троица: Великий Отец, Святой Дух и Великий Сын, первые в Земле Русской, ещё до Бога Греческого, Латинского и Иудейского".

Существует и рукопись самого Я. Д. Ротаря, в которой говорится о сербском князе Чеславе Старом, посетившем Пересечен на Великом Угле у Великих Угличей с целью заключения военного союза против венгров. Событие произошло в 947-м году от Рождества Христова или в 13 925-м году по толковинскому летоисчислению. Думаю, что речь идёт о великом жупане Сербии Чаславе Клонимировиче из династии Властимировичей, после смерти которого Сербия была полностью аннексирована Византией. Известный молдавский историк и археолог Николай Дмитриевич Руссев полагает, что независимо от происхождения толковинских текстов необходимо со всей серьёзностью отнестись к информации, излагающейся в них, так как она не может быть вымышленной полностью в своей основе. Николай Дмитриевич и сам в молодые годы занимался поисками летописного Пересечена. Он считает, что эти поиски необходимо продолжить, используя современные технологии и фотоснимки из космоса. Возможно, что после возобновления трудов в этом направлении, нас ждёт удивительное открытие Молдавской Трои.

 

Январь 2016 г.

П.П.  На обложке журнала, а также на сайте нашей общественной организации «Planeta Сurata» помещены фото окрестностей села Пересечино Оргеевского района, где приблизительно и находился древний город Пересечен [Ред.].

 

1. Древняя культура Молдавии. Издательство ''Штиинца'', Кишинёв,1974. — С. 109.

2. Повесть временных лет, т. 1 .М.-Л.,1956. — С. 14.

3. Шахматов А. А. Повесть временных лет, т. 2, 1916. — С. 374.

4. Повесть временных лет, т. 1. — С.20-21.

5. Шахматов А.А. Указ. соч., т. 2. — С. 373.

6. Повесть временных лет, т. 1. — С. 33

7.  Фёдоров Г. Б. Работы Прутско-Днестровской экспедиции в 1960-1961 гг. — КСИА, 1964, вып. 99, С. 81-89.

8. Надеждин Н. И. О местоположении древнего города Пересечена, принадлежащего народу уличам. // Записки Одесского общества истории и древностей. 1844, т. 1,Одесса, с. 243-256.

9. Барсов Н. П. Очерки исторической географии. География начальной (Несторовой) летописи. Изд. 2., 1885, Варшава, с. 89.

10. Е. М. Ткачук .Зрячий да узрит. — Кишинёв: Картя молдовеняскэ, 1990, с. 150-154.

11. К. Дюкаев.''Дубоссары и окрестности от первобытности до 1972 г.''. - htpp:www.proza.ru

12. ''Revista de etrocrafie si culturolocie".Кишинёв, ( Институт культурного наследия А Н Молдовы ) за 2007 год, №2, с. 46-51.

13.О Ротаре Я. Д. см. журнал ''Наше поколение'' № 11 за 2010 год, Кишинёв, с. 84-95.